Кржижановский Сигизмунд Доминикович

(1887-1950)

Выдающийся русский писатель, драматург и историк театра, мыслитель, автор очерков по истории Москвы. Родился в Киеве в семье выходцев из Польши. Окончив юридический факультет Киевского университета, спустя 5 лет бросает юридическую практику и с 1918 года начинает читать лекции по психологии творчества, истории и теории театра, литературы, музыки в Киевской консерватории, Театральном институте и Еврейской студии Киева.

С 1922 года начинается московский этап творческой биографии С.Д.Кржижановского. В журналах «Зори», «Неделя искусства, литературы и театра» печатаются его рассказ «Якоби и якобы» и повесть в очерках «Штемпель: Москва» (1925). Став известным в московских театральных кругах как сценарист, теоретик театрального искусства, новеллист, Кржижановский печатался трудно и мало, был вынужден зарабатывать окололитературной работой — как редактор в издательстве «Энциклопедия» (1925-1931), автор либретто опер («Евгений Онегин», 1936; «Кола Брюньон», 1938; «Суворов», 1942), сценарист для кино и рекламы. Но именно 1920—1930-е годы были самыми плодотворными в литературном плане: в частности, написаны 5 повестей и 6 книг новелл («Странствующее «Странно», «Клуб убийц букв», «Возвращение Мюнхгаузена», «Материалы к биографии Горгиса Катафалаки», «Воспоминания о будущем»; «Сказки для вундеркиндов», «Чужая тема», «Чем люди мертвы», «Мал мала меньше», «Неукушенный локоть (Рассказы о Западе)», «Сборник рассказов 1920—1940-х годов»). В это же время как литературовед занимается А.С.Пушкиным, У.Шекспиром, Э.А.По, Э.Т.А.Гофманом, Дж.Б.Шоу.

В 1940-е годы были написаны лишь два десятка очерков о Москве военного времени, а также переводились стихи и проза с польского. Издания произведений С.Д.Кржижановского в России почти не осуществлялось вплоть до 1989 года, — позже литературные критики видели в нем современника М.Булгакова, А.Платонова, Вс.Иванова, К.Вагинова, Е.Замятина, Д.Хармса, не уступающего им по масштабу и таланту.

Свой метод «вне» литературных групп современников Кржижановский называл близким к имажинизму. Интерпретация идей и мифологем мировой культуры, темы и образы пространства и времени, зрения и памяти, игры, города, книги и слова предстают в прозе автора в философских жанрах и аллегорических формах, притчах и фантасмагориях, с помощью сатиры и гротеска.

Отображение единственного товара